История
16 сентября 1940 года - по постановлению правительства СССР №1696 был создан Казахский государственный учительский институт иностранных языков.
16 декабря 1940 года директором института был назначен Ханахмед кара-оглы Меликов.
Начато и закончено строительство 2 секций корпуса института на пересечении улиц Комсомольской (ныне Толе би) и Джзержинской (Наурызбай батыра).
Созданы 3 факультета: английского, немецкого, французского языка, кафедры одноименного названия, учебно-вспомогательные учреждения (кабинеты и библиотека). Учёбу практически начали 231 студент, в том числе 113-на факультете английского языка, 97-немецкого языка, 21-французского языка.
В апреле 1944 г. Казнаркомпрос подготовил предложение о преобразовании КазГУИИЯ в педагогический институт. ВВКШ сообщил, что принято соответствующее постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б).
В августе 1944 правительство Казахской ССР приняло постановление «Об организации факультета восточных языков» с контингентом 30 чел. Факультет функционировал 3 года. Из-за недостаточной востребованности учителей китайского языка факультет был закрыт.
В 1946-50 годы институт начал пополняться своими выпускниками.
4 преподавателя защитили кандидатские диссертации, 3 - работали над докторскими, 9 – над кандидатскими диссертациями. Были изданы «Ученые записки» института и сборники статей по вопросам теории и методики преподаваемых в институте дисциплин. Был создан Методический совет по обобщению опыта лучших преподавателей. Работало студенческое научное общество. Была пересмотрена система преподавания практических аспектов английского языка. На факультете английского языка было введено комплексное преподавание английского языка на первом курсе.
В марте 1958 года распоряжением Совета Министров КазССР были объединены АПИИЯ с КазПИ им.Абая. Объединение двух позволило увеличить набор по специальности «Учитель иностранного языка».
В 1962 году в соответствии с постановлением Совмина СССР от 27 мая 1961 года «Об улучшении преподавания иностранных языков» профессором Копыленко М.М. разработаны основные принципы обучения иностранному языку в АППИЯ: от устной речи к письменной, от структуры языка к обогащению словаря, взаимодействие правил и отработки материала в речевой практике, принципы одной трудности, наглядности, беспереводного обучения, немедленного подкрепления и повторяемости.
К концу 60-х годов о на 4-х курсах обучалось 1008 студентов. Из года в год увеличивалась численность преподавателей. К 1970 году их стало 265, возрастало число преподавателей с учеными степенями. За 1967-69 годы были защищены 1 докторская и 11 кандидатских диссертаций.
Первым ректором института с ученой степенью доктора наук, с ученым званием профессора, член-корреспондента Академии наук КазССР был Джангильдин Н.Д.
Во второй половине 70-х годов в АПИИЯ были разработаны сквозные программы по языковым дисциплинам, внесены коррективы в учебные программы, пересмотрено их научное содержание, составлена квалификационная характеристика и профессиограммы учителя иностранного языка.
В начале 90-х годов в связи с образованием независимой Республики Казахстан, принятием закона о языках были пересмотрены учебные планы, внесены существенные изменения с целью формирования языковой и лингвострановедческой компетенции будущего учителя. Работали курсы по изучению русского и казахского языками иностранцами. В США, в г.Туссоне преподавался казахский язык для студентов.
23 июня 1993 года по инициативе института Правительство республики Казахстан приняло постановление о преобразовании АПИИЯ в Казахский государственный университет мировых языков.
За 1992-1997 годы университет расширил номенклатуру специальностей (введено 7 новых), увеличил число изучаемых иностранных языков (добавились турецкий, персидский, арабский, корейский, японский, испанский, китайский, хинди). Разработана Концепция образования в лингвистическом университете. Укрепились и активизировались связи с образовательно-культурными учреждениями зарубежных стран, такими как Институт Гете, Дом немцев, программа ДААД, информационное агентство США, Великобритании, Японии и ряда Посольств стран Ближнего и Среднего Востока.
На 1 октября 1996 года численность ППС – 451 человека, из них 14 докторов наук, 92 – доцента, 125 – кандидатов наук.
Открылось 2 диссертационных Совета по специальностям: «Общее языкознание и германские языки» (Пред.- д.ф.н., проф. С.Е.Исабеков), «Теория и методика преподавания ИЯ» (Пред.-д.ф.н., проф. Кунанбаева С.С.).
Для чтения лекций, оказания методической помощи нашим преподавателям привлекаются специалисты из-за рубежа (Франция, Германия, США, Великобритания) , такие как Советник по культуре посольства Франции М.Базони, Максут Чодри, Нина Мюллер, Берндт Шиммер (писатель), Э.Ратке (директор института им.Гете) , Хильдебрант ( бывший министр образования Западного Берлина), Айко Бракло (посол Германии) и др.
В 1999 году открыта магистратура, разработана учебно-методическая документация для магистратуры. Под руководством проф.С.С.Кунанбаевой, Г.К.Нургалиевой создаются первые электронные пособия: «История английского языка» (Аяпова Т.А,), «Теоретическая грамматика английского языка» (Шершнева Т.Ю.) и др.
2000-2001 учебный год
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2001 года №1099 Республиканское государственное казенное предприятие "Казахский государственный университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана" было преобразовано в Закрытое акционерное общество "Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана"
Достигнута договоренность о взаимном признании дипломов по специальности «Международный туризм и гостиничный менеджмент» между КазГУМОиМЯ и 2-мя европейскими вузами: Свободным Брюссельским университетом и Болеарской высшей школой туризма в Испании.
Впервые в РК открыт Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальностям 10.02.04 –Германские языки, 10.02.19 – общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика, 13.00.02 – теория и методика обучения иностранным языкам
Выпуск первых 15 магистрантов.
При НИИ информатизации профессионального образования открыт первый в республике электронный читальный зал, НИИ разработано 33 электронных учебника.
Открыты центры корейского и китайского языков при содействии посольств этих стран.
Разработаны государственные образовательные стандарты нового поколения по 8 специальностям
2001-2002 учебный год
Открыта военная кафедра. Подготовка ведется по двум военным специальностям: командир мотострелкового взвода, военный переводчик.
Разработаны государственные образовательные стандарты нового поколения по 4 специальностям.
Разработаны типовые программы по иностранному языку для специальных целей по всем специальностям подготовки. Нововведением является введение уровневого подхода, принятого в документах Совета Европы.
Авторскими коллективами созданы типовые учебники и обучающие комплексы на бумажных носителях для средней школы: по французскому языку с 5 по 10 классы, по английскому языку с 5 по 8 классы, по немецкому языку с 5 по 11 класса.
Открыта кафедра испанского/итальянского языка при содействии Посольств Испании и Италии.
Подписаны договора о сотрудничестве с Венским Университетом (Австрия), с французским национальным центром по программе СNOUS, МГИМО (Россия), Университетом Ренн-2, Париж 3- Сорбонна, МГЛУ, Бишкекским государственным университетом, Бишкекским госинститутом экономики и коммерции, Совместно с БГИЭиК разработан сетевой проект по международной образовательной программе Темпус. Продолжается сотрудничество с национальным институтом востоковедения (Франция), Хондонским университетом, КОICA (Южная Корея), которые предусматривают обмен студентами и преподавателями, учебными материалами, оказание методической поддержки, поддержка центров необходимым оборудованием.
2002-2004 годы
В соответствии со ст.90 Закона РК от 13 мая 2003 г "Об акционерных обществах" Закрытое акционерное общество "Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана" решением общего собрания акционеров переименовано в Акционерное общество "Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана" и прошло государственную перерегистрацию 17 июня 2003г.
Завершено экспериментальное обучение первокурсников по 1 общеобразовательному уровню владения 3–мя европейскими языками. Разработан концептуальный базис современной теории обучения иностранным языкам (автор академик Кунанбаева С.С.) Большая работа по методам и содержанию иностранного языка проделана авторскими коллективами, НИЦ (директор АреноваТ.В.), профессорами Ивановой А.М,, Кармысовой М.К,, Булатовой С.М., Сорокиной С.С., Кузнецовой Т.Д.,Артыкбаевой А.К., Садыковой Г.М. и др.
Начато внедрение кредитной технологии обучения на уровне магистерской подготовки и избирательно по экономическим направлениям бакалаврских образовательных программ.
Ведутся переговоры с Еврокомитетом о базировании координационного центра TEMPUS в Казахстане в нашем университете.
Организована дистанционная форма обучения на факультете вечерне-заочного обучения по специальности «Иностранный язык: 2 ин.языка», создано 63 дистанционных учебных комплекса, разработана методика дистанционного управления учебным процессом.
Изданы программы по ИЯ для средней школы для 5-7, 8-9 классов, программа по ИЯ для 7 класса спецшкол с преподаванием ряда предметов на ИЯ
2004-2005 учебный год
Завершена разработка ТУПов по СИЯ по 11 специальностям университета и 95 ТУПов по дисциплинам, преподаваемым на 12 специальностях.
Подписаны договора о сотрудничестве с Великотырновским университетом Св.Кирилла и Мефодия (Болгария), Университетом Влламе Табатабаи (Иран), Познаньской высшей школой ин.языков, Илийским педагогическим университетом (Кульджа, Китай). Университет в целом связан договорами с 57 образовательными организациями.
Университет стал членом «Eurasia-PacificUninet» , ведется работа в рамках международный ассоциаций ATLAS, AMFORTH, TURHODIP, AUF.
КазУМОиМЯ работает по Европейскому проекту Темпус Тасис «Социальное образование», продолжительность проекта 3 года, партнеры Университет Стратклайд ( Шотландия), Университет Люварден (Нидерланды).
Интенсивно осуществляется обмен студентами с ВУЗами Южной Кореи, Франции, Германии, России, Египта, и Китая.
2005-2006 учебный год
По результатам внешнего аудита Ассоциацией по сертификации «Русский регистр» и Международной ассоциацией по сертификации получены сертификаты соответствия СМК университета международному стандарту ИСО 9001:2000.
По инициативе КазУМОиМЯ в государственный классификатор специальностей профессионального и послевузовского образования под самостоятельным шифром введены специальности «050210- Иностранная филология», «6N0210- иностранная филология».
Авторскими коллективами под руководством ректора Кунанбаевой С.С. создано и прошло апробацию 25 учебников: 3 по Базовому ИЯ, 11 по СИЯ (3 курс), 11 по СИЯ (4 курс), по 10 специальностям вуза, которые будут использоваться в учебном процессе вузами Республики.
Для обучения студентов применяются новые педагогические технологии, такие как игровые технологии, проектная методика, метод проблемного обучения.
Продолжается оснащение средних школ учбно-методическими комплексами. В 2005 году изданы 2 УМК по английскому языку для 10 классов, 2 УМК по немецкому языку для 10 классов, 2 УМК по французскому языку для 10 классов.
Разработана и предана на утверждение МОН РК «Концепция развития иноязычного образования».
Завершен первый этап внедрения международно-стандартной уровневой модели иноязычного образования разработкой 5-ти составляющих: типовых учебных программ, методического руководства и технологии разработки учебников, учебников по общеакадемическому ИЯ и специализированному ИЯ, тренинговых курсов по переподготовке преподавателей по международным программа ИЯ, системы диагностики, контроля и измерения, а также оценивания по уровням обученности.
2006-2007 учебный год
Комитетом по надзору и аттестации в сфере образования и наук университет аттестован сроком на 5 лет по всем специальностям бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры.
В рейтинге Казахстанских вузов в категории гуманитарно-экономических вузов университет занимает 3-е место после КИМЭП, КазГЮА.
Получено 7 грантов по учебному оснащению ресурсных центров Японии, Италии, Польши, США, учебно-технический грант Фулбрайта.
Проведены предварительные переговоры по созданию Магистерских Совместных программ по бизнес направлениям с Университетом Oxford Brooks (Великобритания), по докторским и магистерским экономическим программам с Питсбургским университетом (США), по переводческому делу с университетом Астона ((Великобритания), магистерской программе по управленческому направлению Тихооеанским Университетом Азуза (США).
Начато строительство нового учебного корпуса.
2007-2008 учебный год
На основе инвариантной интеллектуально-креативной модели Кулибаевой Д.Н. разрабатываются компетентностные модели специалистов для уровней бакалавриата, магистратуры, PhD- докторантуры в рамках введения 3-х уровневой системы высшего и послевузовского образования.
Продолжается разработка образовательных стандартов и учебных программ для 12-летней средней школы ( Жумагуловой Б.С., Аяповой Т.А., Кармысовой М.К.)
Определены основные шаги по реализации проекта «Триединство языков».
Студенческий хор (рук. Народный артист РК Молодов А.В.) занял 1-е место в конкурсе хоровых коллективов (Москва, Россия).
Успешно пройден инспекционный аудит на соответствие СМК университета международному стандарту ИСО 9001:2000.
Университет продолжает занимать ведущие места в Генеральном рейтинге вузов ( 2-е место среди гуманитарно-экономических вузов, 15 место среди 60 вузов Республики).
С декабря 2007 года в университете проводится разработка международной экспериментальной образовательной программы 2+2 с Университетом Вайкато (Гамильтон, Новая Зеландия).
Завершено строительство нового учебного корпуса- 8-этажного здания общей площадью 9938 кв.м. Оборудованы 2 конференц-зала системой синхронного перевода на 32 и 16 посадочных мест, 3 интерактивных лаборатории со скоростным интернет-доступом, 2 класса синхронного перевода, 2 мультимедийных класса с электронным программным обеспечением, 1 кинозал, 2 актовых зала с синхронно-акустическими установками.
Проведена локальная сеть во всех учебных корпусах, установлено видео наблюдение.
2008-2009 учебный год
Продолжаются работы по разработке компетентностной модели специалистов. Разработаны модели: регионоведа, получившая высокую оценку на II-ой неделе образования стран- членов ШОС, прошедшей в Москве, синхрониста-переводчика.
МОН РК принято решение о выделении целевых грантов Университету на подготовку сихронистов-переводчиков, а также об открытии Бюро переводчиков согласно стандартам европейских школ переводчиков на базе КазУМОиМЯ.
С целью совершенствования учебного процесса, по решению Ученого совета было создано нормативно-методическое управление (НМУ), основной функций которой является приведение нормативно-управляющей документации в соответствии с требованиями Госстандарта.
Одобрены и утверждены протокольным решением заседания Республиканского Совета по экспериментальным программам МОН РК от 12 июля 2008 года инновационные докторские программы по специальностям: 6D011900 – Иностранный язык: 2 ин.яз, 66D021000 – иностранная филология, 6D020700 – переводческое дело.
Начато создание единой информационно-образовательной системы КазУМОиМЯ на базе программы 1С- Битрикс. Настроена внутренняя локальная почта, обновлен дизайн официального сайта.
Завершено строительство актового зала на 416 посадочных мест. Новый актовый зал оснащен современным осветительным оборудованием, акустической системой мощностью 4кВт, 2-мя трансляционными телеэкранами, 1 большим настенным экраном и проектором, 4 кабинами синхронного перевода с поддержкой 8 языков.
Одним из основных показателей реального образовательного взаимодействия вуза с вузами мира является реализация совместных образовательных программ (двойной диплом). По программам магистратуры (3 проекта), по программе бакалавриата по системе 2+2 (4 проекта), «по программе совместной подготовки академических докторов философии (Ph.D) – 5 проектов на внедрение.
Совместно с Высшей школой социальных наук Париж (Франция) ВУЗ подготовил к защите 2 диссертации на степень академических докторов (Ph.D).
КазУМОиМЯ им.Абылай хана, являясь членом Международных гуманитарных и лингвистических ассоциаций и консорциумов получил высокую оценку и утверждение следующих своих разработок: Организацией Языков и Культур стран-участниц СНГ - когнитивно-лингвокультурологической методологии иноязычного образования ; Консорциумом Гуманитарных Университетов-стран-членов ШОС - компетентностной модели технологии подготовки региноведа; Консорциумом Лингвистических Университетов стран-членов ЕврАзЭС - модель «Межгосударственного стандарта языкового образования», универсальной структуры и концепции полиязычия.
2009-2010 учебный год
Одной из инновационных информационных технологий в вузе является использование образовательного портала КазУМОиМЯ в учебном процессе. В подсистеме образовательного портала «Личный кабинет студента» обучающиеся получают всю учебную информацию. Размещение учебных материалов на образовательном портале позволяет наиболее полно реализовать кредитную технологию обучения.
На портале размещены более 1000 электронных версий УМКД и ЭУ, ДУКи с вариативно-избыточном количеством практических профессиональных кейс-заданий трех уровней: для контактных занятий, для самостоятельной образовательной деятельности СРСП, СРС и кейс-задания для всех форм текущего, модульного контроля в форме творческих проектов и решений, созданные ППС университета на информационно-цифровой презентационной основе с проблемно-креативной структуризацией и подачей предметного содержания курсов, с сопровождением их кейс-пакетами, блоками типовых и прагмо-профессиональных задачи и заданий, электронные версии план-программ по СРС и СРСП, организующих самообразующую деятельность студента, на которую отводится половина учебного времени по дисциплинам.
Учебный процесс переведен на инновационные технологии с упором на информационно-коммуникационные (портфолио, интернет-технологии, метод корпоративного обучения, система самозаписи и самоконтроля и др).